Изделия отличаются широкой применимостью благодаря особенностям конструкции и хорошим техническим характеристикам. Их используют для перемещения грузов в строительстве, промышленности и других отраслях.
Они устойчивы к воздействию со стороны агрессивных сред, благодаря чему могут эксплуатироваться на химических производствах. Высокая термостойкость (цепные стропы выдерживают температуру до +400…+475 градусов) позволяет использовать их в металлургической промышленности.
Благодаря устойчивости к износу, гибкости и другим особенностям цепные стропы удобны для перемещения массивных грузов даже с небольшими радиусами искривления поверхностей, острыми кромками и т. п.
Конструкция
Стропы сделаны на основе цепной ветви, состоящей из фрагмента цепи и двух переходных или концевых звеньев (разъемных или неразъемных). Благодаря такой конструкции изделия подходят для изготовления разных грузозахватных устройств, в числе которых:
- одноветвевые — с добавлением концевого звена и захватного элемента (крюка);
- многоветвевые — с объединением одноветвевых изделий с помощью одного концевого и нескольких переходных звеньев;
- кольцевые — концы ветви соединяются звеном так, что получается замкнутая петля.
Возможные разновидности и конфигурации цепных стропов перечислены в соответствующих нормативных документах.
Плюсы и минусы
Основными преимуществами цепных стропов являются:
- стойкость к деформирующим и разрывающим нагрузкам, высокая прочность;
- устойчивость к воздействию со стороны химически агрессивных сред, а также нагреву до 400–475 °С;
- длительный эксплуатационный ресурс (больше, чем у стропов других типов);
- удобство в применении, высокий уровень безопасности.
В числе основных недостатков стоит отметить большой вес (цепные стропы являются самыми тяжелыми по сравнению с другими видами) и уязвимость к интенсивным динамическим нагрузкам.
Маркировка
Нормативными документами определен порядок маркировки цепных стропов, которая состоит из следующих реквизитов:
- числовое обозначение класса прочности;
- буквенный код, характеризующий тип изделия (СЦК — кольцевой, 1СЦ, 2СЦ и т. д. — количество ветвей, ВЦ — ветвь цепная);
- грузоподъемность в тоннах;
- длина в миллиметрах;
- климатическое и конструктивное исполнение.
Например, маркировка 5 – 4СЦ – 30,0 – 6000 говорит о том, что это четырехветвевой строп пятого класса прочности, грузоподъемность которого составляет 30 тонн, а длина — 6000 мм. Эти сведения находятся на бирке, где также имеется информация об инвентарном номере, дате последней проверки и производителе.
В некоторых случаях применяется маркировка, где первым реквизитом является слово «Строп», при этом класс прочности указывается отдельно.
Характеристики
При выборе цепных стропов необходимо учитывать следующие основные параметры:
- грузоподъемность;
- класс прочности;
- предельную рабочую нагрузку;
- разрывное усилие;
- размеры (калибр, длину, габариты отдельных элементов);
- конструктивное и климатическое исполнение.
Технические характеристики стропов содержатся в условном обозначении, а также в сопроводительной документации. Рассмотрим их более подробно.
Грузоподъемность выражается в тоннах и зависит от калибра цепи, а также от конструктивных особенностей. У одноветвевых цепных стропов она варьируется в диапазоне от 0,5 до 12,5 т, кольцевые изделия выдерживают нагрузку в 1–25 т, многоветвевые — от 1,6 до 26,5 т. Максимальная грузоподъемность для цепных стропов достигает 50–67 т. Но на данный параметр влияет также температура окружающего воздуха. Так, стропы до 3-го класса прочности разрешается эксплуатировать при нагреве не более 100 градусов. Подобные ограничения есть и для изделий с другими классами прочности.
Размеры цепных стропов установлены нормативными документами. Так, длина может составлять от 1 до 8 м и более, калибр при длине звена от 18 до 176 мм находится в диапазоне от 5 до 44 мм. Самыми популярными являются цепные стропы от 1 до 5 метров, но по желанию заказчика изготавливаются изделия 8 м и более. В любом случае соблюдается правило: ветвь не может быть короче 20 длин одного звена плюс 2 длины переходных звеньев.
Масса находится в прямой зависимости от типа захватного устройства, калибра и длины цепи. Есть следующие закономерности:
- метр ветви весит от 0,8 до 74 кг;
- общая масса ветви от 1,1 до 200 кг;
- минимальный вес многоветвевых цепных стропов от 1,6 до 3,9 кг;
- общая масса многоветвевых стропов может достигать 400–700 кг.
В целом цепные стропы являются самым тяжелым видом грузоподъемного снаряжения среди других изделий аналогичного назначения.
Агрессивные условия эксплуатации приводят к износу материалов изготовления. Степень изношенности цепных стропов контролируется в ходе плановых профилактических осмотров. Для этого используются специальные метки на маркировочной бирке. Показателем критического износа является уменьшение диаметра прутка, из которого изготовлено звено, более чем на 10 %.
Стропы данного типа могу изготавливаться из цепей, соответствующих классу прочности от 4 до 8, что позволяет выдерживать рабочее усилие от 100 до 200 Н/мм2, и разрывное — от 400 до 800 Н/мм2. В некоторых случаях разрешены классы прочности 2 и 3, а также больше 10.
Что касается запаса прочности, то для цепных стропов он должен быть не ниже 4. Это означает, что изделия должны выдерживать разрывное усилие, которое как минимум в четыре раза превышает грузоподъемность.
Контроль состояния
Исправность и работоспособность съемных захватных приспособлений контролируются в ходе обязательных регулярных проверок. Перед каждым применением этим занимаются стропальщики, а с периодичностью раз в 10 дней — ответственный специалист. Порядок осмотра регламентируется нормативными документами и предусматривает прохождение следующих этапов:
- внешний осмотр изделий;
- замеры растяжения звеньев и степени изношенности;
- оценка деформаций, прочих повреждений.
Цепные стропы проверяются с использованием измерительного инструмента, а также бирки, имеющей выступы и пазы для определения степени износа элементов.
Правила строповки
Для безопасной работы строповка должна выполняться в соответствии с нормативной документацией, включая РД 11-07-2007. Основные правила:
- желательно осуществлять строповку за выступающие части тяжестей;
- дополнительно можно использовать испытанную арматуру и другие подходящие приспособления;
- строповка разрешена по разным схемам, включая обвязку петлей с последующей фиксацией с помощью крюка, «на удав» и пр.;
- на одном грузе разрешено применять стропы разной конфигурации и длины;
- кромки перемещаемых тяжестей должны находиться между звеньями во избежание их деформации.
Каждый стропальщик обязан знать и соблюдать правила работы с цепными стропами во избежание аварийных и прочих опасных ситуаций.
Периодичность испытаний
Нормативная документация предписывает проводить контрольные испытания:
- изготовителем непосредственно на производстве;
- предприятием-пользователем не реже одного раза в полгода с момента приемки в эксплуатацию;
- после выполнения ремонтных работ.
В процессе испытаний стропы подвергаются нагрузке, которая на 25 % выше заявленной грузоподъемности.
Браковка
Процедура проводится в соответствии с РД 11-07-2007 и другими нормативными документами. Согласно действующим правилам, цепные стропы, утратившие свои заявленные характеристики, должны изыматься из эксплуатации.
Признаками непригодности являются:
- растяжение, при котором звено увеличено более чем на 3 %, а расстояние между звеньями — более чем на 10 %;
- степень изношенности звеньев превышает 10 %;
- деформации, трещины, иные повреждения звеньев, крюков и других элементов;
- надрывы и царапины, глубина которых превышает 10 % диаметра.
Отбракованные стропы отправляются в ремонт или на утилизацию в зависимости от состояния.
Гарантийный срок эксплуатации
При покупке снаряжения для работы с тяжестями необходимо уточнять длительность гарантии на цепные стропы и сопутствующие элементы. Нормативными документами определены такие сроки:
- с даты приемки в эксплуатацию съемных грузозахватных устройств — не менее 1,5 лет;
- с даты изготовления изделий — не менее 2 лет.
Несоблюдение указанных сроков считается серьезным нарушением, которое может стать причиной аварии.
Как рассчитать цепные стропы
При выборе изделий необходимо выполнить их расчет на соответствие требованиям, которые предъявляются с учетом специфики выполняемых работ. Оценивается грузоподъемность и другие технические характеристики.
Для расчета используются специальные формулы, учитывающие класс прочности, способ строповки (в частности, углы расположения ветвей) и иные параметры.
Рассчитывать цепные стропы необходимо так, чтобы запас прочности составлял минимум 4:1, при этом обеспечивалась безопасность выполнения операций независимо от условий работ и способов строповки.